Одна из традиций японской системы образования заключается в том, что ученики собственноручно занимаются уборкой. Тем не менее, это не означает отсутствие в учебных заведениях уборщиков как таковых.
В обычной школе уборка начинается после обеда и длится 20 минут, затем детей отпускают на перемены. В последний день каждого семестра наступает время так называемого o-soji (большой уборки). Ученики отвечают за чистоту своего класса и двух других школьных помещений. При этом существует ещё одно правило, которое мы считаем довольно милым: группа шестиклассников отправляется в кабинеты первоклашек, чтобы помочь малышам убирать.
Школы поддерживают такого рода взаимодействие между старшими и младшими классами, ведь многие японские дети являются hitorikko (без братьев и сестер). Учителя считают, что путем проведения совместных ритуалов происходит компенсация отсутствующих навыков коммуникации, старшие учатся помогать младшим, а малышам, в свою очередь, необходимы примеры для подражания.
Три раза в год учащиеся старше третьего класса вооружаются солидным арсеналом детских веников и совков для мусора, надевают особые перчатки (у каждого предмета ритуала очищения существуют свои названия) и отправляются собирать мусор по соседству со школой. Однако далеко не все учебные заведения занимаются уборкой по месту жительства, а количество мусора, разбрасываемого по округе японскими подростками растет. Социологи и защитники окружающей среды предполагают: если бы подросткам приходилось регулярно собирать мусор вокруг своей школы, возможно, они подумали бы дважды, прежде чем сорить.
Не японцам трудно понять, почему дети убираются в школе, и не должны ли они использовать это время для обучения? Однако японские родители и преподаватели ответят, что во время o-soji дети учатся уважать свое окружение и на собственном опыте узнают, что лучше не создавать беспорядок, если вы тот, кто должен его убирать.