Ашока — основатель вегетарианства Индии

Ашока — император, который преподнес буддизм до уровня официальной государственной религии, и стал основателем вегетарианства Индии

Ашока, внук Чандрагупты, известного тем, что был одним из индуистских принцев, который пришел в лагерь Александра Македонского во время его Большого похода, а затем утвердился как мощный суверен всего Северного Индостана. По легенде, когда Чандрагупта покинул царство, чтобы жить как монах, он выбросил свой меч, однако Ашока нашел его и оставил у себя, несмотря на предупреждение деда о том, что этот меч не принесет ничего, кроме горя.

Заняв трон, Ашока расширил границы империи, включив в нее территории нынешних Бирмы, Бангладеш и части Афганистана. Ашоку по праву считали мудрым и справедливым правителем, но в этот период своей жизни он прославился неутолимой жаждой походов на земли других правителей, и получил прозвище Чандашок (жестокий Ашока).

Через восемь лет постоянных завоеваний армия Ашоки по невыясненным до сих пор причинам начала войну против Калинги — государства, гордящегося своей независимостью и народовластием. Королевство отказалось признавать Ашоку царем, и ради покорения дерзких соседей Ашока собрал самое большое войско, которое когда-либо видела Индия к тому времени.

Жители Калинги оказывали невероятное сопротивление! На битву с захватчиками мужественно стали женщины и дети, но они не смогли противодействовать мощной закаленной в боях армии Ашоки. Летописцы царя утверждают, что во время битвы было взято в плен 150 000 и убито более 100 000 человек. Калинга была разграблена и уничтожена.

По легенде, на утро после окончания войны Ашока тайно вышел осмотреть город, но увидел лишь сожженные дома, трупы и услышал стоны раненых и женский плач. Царю стало плохо и вспомнилось предсказание деда относительно меча, который несет только смерть и страдания. На одной из рукописей того времени запечатлели слова Ашоки: “Что я натворил? Если это победа, то каково же тогда поражение ?! “

ашока

Калингская битва стала последней войной Ашоки, который поклялся, что никогда снова не возьмет меч в руки, и зарекся подобных злодеяний. Мощь оружия склонилась перед властью справедливости, что и привело Ашоку до окончательного принятия буддизма и законов Дхармы.

По другим источникам, на формирование нового мировосприятия Ашоки не меньше влияния оказали его женщины. Второй женой царя стала дочь купца, буддистка, которая ухаживала за ним после ранения, и всячески пыталась смягчить жестокий нрав мужа. Последней любовью Ашоки считают таинственную красавицу с Калинги — Корваки. То царевну, то, наоборот, бедную девушку, которая силой любви укротила демонов в сердце Ашоки, а затем, оказавшись по другую сторону меча в руке любимого, собственным примером во время последней битвы доказала царю мужество простых людей и силу веры.

Переход к буддизму

После обращения к буддизму Ашока стал идеальным правителем и до конца жизни стремился нести людям просвещение, справедливость и распространял учение Дхармы. Так называемая политическая Модель Ашокана заключалась в формировании справедливого общества, в котором функция правителя отображается как “долг, который он должен всем живым существам”:

Ашока - засновник вегетаріанства Індії

“Все люди — мои дети. Все, чего я хочу для своих детей, а я желаю им богатства и счастья в этом мире и в следующем, того я хочу и для всех людей …

Одним из первых действий Ашоки было искоренение коррупции. Он восстановил заброшенную процедуру административных отчетов, которые изучал в любое время суток, и требовал от высших государственных служащих осуществлять пятилетние командировки различными регионами страны для личного ознакомления с жизнью вельмож и обычных людей.

Ашока ввел новый класс путников-надзирателей или “Верховных уполномоченных по справедливости”, которые отвечали за рассмотрение жалоб на основе учета потребностей и обычаев определенных групп и меньшинств, способствовали обучению среди женщин и молодежи.

Во всем его королевстве, до самого Цейлона, была создана система бесплатной медицинской помощи для человека и зверя. Ашоку славят за сооружение ветеринарных больниц. Царь запретил кровавые жертвоприношения богам и отменил традиционную охоту — тогдашнее развлечение вельмож, отдав предпочтение почитанию животного мира, в том числе в качестве перехода к вегетарианской диете. Собственный пример повелителя стал идеалом подражания для махарадж и простых людей.

По приказам Ашоки была внедрена система против бесцельного выжигания лесов. В одной из надписей-эдиктов он выразил желание, чтобы все жители лесов его империи жили счастливо. Посланники царя по всему миру собрали большое количество лекарственных растений и различных плодоносящих деревьев, заботливо высаживали в местах, где их раньше не было. Царю искренне нравилось собственноручно делать страну еще более красивой и плодородной. Считают, что большинство плантаций нынешних традиционных пряностей появились на территории Индии в тот период и благодаря именно Ашоке.

Благодарили Ашоку за восстановление городов, расцвет архитектурного искусства и новую систему дорог во всей Индии. Резервуары для купания, колодцы и места для питья скота, тенистые деревья и дома отдыха для путешественников — были актами социального сострадания.

“Вдоль дорог я посадил баньян, чтобы давал тень, и заложил манговые рощи. Я устроил колодцы и гостиницы, и в разных местах водные резервуары для людей и животных. Но это лишь малые достижения. Подобные блага творили и прежние цари. Я сделал это ради того, чтобы люди следовали Дхарме.”

ашока

Скальные надписи свидетельствуют, как Ашока отправил миссионеров в крайние пределы варварских стран, чтобы “смешаться с солдатами, брахманами и нищими — изгоями и всеми теми, кого презирают в нашем королевстве и других государствах — со всеми неверующими, обучая их лучшим вещам, ради распространения религии”. Обращение к учению Дхармы осуществлялось путем убеждения, а не мечом — в поразительном контрасте с исламом. Буддизм был одновременно самой интенсивной миссионерской религией в мире, и наиболее толерантной.

Главной чертой его религиозной политики была веротерпимость, и он придерживался этой политики в течение почти всего периода своего царствования. Ни одна из религиозных или социальных групп не могла возражать против этих этических норм.

“Надлежащее отношение к рабам и слугам, уважение к учителям — доброе дело; отречение (от убийства) живых существ — доброе дело; дары любви брахманам и шраманам — доброе дело. Это и другое подобное и является деянием Дхармы. О ней должны говорить и отец, и сын, и брат, и хозяин, и друг, и близкий — до соседа. Вот что такое — доброе дело, вот какой обряд должен проводиться, пока не будет достигнута цель.”

Буддизм не стал государственной религией — понятием, далеким от идеологии индийцев, но движение быстро распространялось и укреплялось одновременно с увлечением других людей учением царя. Посланцы Ашоки, проповедники Дхармы, были в Сирии, Египте во время царствования Птолемея, Македонии, Бирме и Кашмире. На остров Цейлон он послал своих собственных детей. Результатом действий царя, “вечного путешественника дорогами Будды, чей путь подошел к концу”, благодаря мечтам одного человека, которого вдохновило учение Будды, эта религия распространилась во все страны Восточной Азии и далеко за ее пределами.

За вдохнвение благодарим: The Ethics of Diet, Howard Williams, 1883. The Library of Congress

Share on facebook
Facebook
Share on google
Google+
Share on twitter
Twitter
Share on linkedin
LinkedIn

Похожие статьи:

Подпишись на наши рецепты

Только полезные рассылки

banner-thank-you

Оставьте свой контакт

и мы с Вами свяжемся

banner-thank-you

Спасибо за запрос :)

Ожидайте на звонок менеджера в ближайшее время.